Уважаемые родители, для поступление Вашего ребенка в детский сад предлагаем ознакомиться со следующими материалами:
Уважаемые родители, на основании письма Министерства образования Кузбасса №15481/06 от 01.11.2024г. с 13 по 20 ноября на территории Кемеровской области проходит День правовой помощи.
Просим принять участие в акции.
Консультация для родителей по вопросу соблюдения законодательства в образовании
В соответствии с Указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», нацпроекта «Цифровая экономика» и регионального проекта «Цифровое государственное управление» на территории Кемеровской области-Кузбасса осуществляется перевод массовых социально значимых услуг в электронный формат.
Вы имеете возможность получить следующие услуги в электронном формате либо по ссылке либо по QR коду:
Уважаемые родители!
Для Вас на базе МБ ДОУ «Детский сад №258» функционирует КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ, обратившись в который, Вы получите квалифицированную помощь специалистов: старшего воспитателя, воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, старшей медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по физической культуре (плаванию).
Специалисты помогут определить особенности развития Вашего ребенка для подготовки ребенка к поступлению в ДОУ или школу, помогут решить проблемы общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
На консультацию к специалистам можно записаться по телефону: 61-41-85.
Специалисты МБ ДОУ "Детский сад № 258".
Режим работы специалистов МБ ДОУ "Детский сад № 258".
Контакты специалистов МБ ДОУ "Детский сад № 258".
МЫ БУДЕМ РАДЫ ВАМ.
Психическое развитие ребенка
Психическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста отличается высоким темпом и скачкообразностью.
Следующие три фактора оказывают наиболее значимое влияние на формирование психических способностей детей раннего возраста:
Умение ходить. Самостоятельное перемещение не только делает доступным для ребенка более широкий круг предметов, но и дает ему возможность научиться ориентироваться в пространстве, понять, как определить расстояние до того или иного предмета. Решение различных практических задач является хорошей тренировкой для психики ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Умение говорить. В раннем детстве ребенок активно осваивает речь, и именно этот период считается наиболее благоприятным для ее развития.
Предметная деятельность. Малыш оперирует не только игрушками, но и любыми предметами, которые попадаются ему под руку, постепенно осваивая их предназначение и обучаясь переносить функции одних предметов на другие, как бы замещая недостающие для игры вещи. Особое значение для психического развития ребенка имеет эмоциональное состояние. Если ребенок ощущает себя в безопасности и комфорте, он более открыт к получению новых знаний об окружающем, а также способен лучше формировать социальные связи и необходимые для общения со взрослыми и другими детьми привычки.
В раннем детстве вес детей составляет примерно пятую часть веса взрослого человека, однако многое зависит от генетической предрасположенности и активности ребенка. Активность малышей существенно возрастает год от года. Ведь уже в год ребенок осваивает умение ходить, что открывает для него новые возможности изучения окружающих предметов, но для родителей является сигналом о переходе к периоду повышенной травмоопасности. Поэтому, как только малыш пошел, рекомендуется убрать из радиуса его доступа все тяжелые, опасные предметы, средства бытовой химии, а на острые углы мебели установить заглушки.
Фигуры детей раннего дошкольного возраста довольно специфичны: их спинка прогнута, а живот несколько выпячен вперед из-за внутренних органов, которые тоже продолжают расти. У малышей уже исчезают складки на руках и ногах, общий объем жировой ткани становится меньше, уступая место мышцам. Скелет ребенка еще не до конца прошел процесс окостенения, так что у него больше хрящевой ткани, однако кости черепа и позвоночник уже укрепились в достаточно хорошей степени.
Веселые физминутки предназначены для знакомства малыша со своим телом, освоения ритма и красоты художественного слова.
Речь в раннем возрасте
Период от года до трех лет считается сензитивным, то есть наиболее предрасполагающим к развитию речи. Когда ребенок только вступает в самый ранний возраст, у него в арсенале только несколько лепетных слов вроде «мама», «папа», «баба» и т.д., однако понимает он существенно больше и способен соотнести конкретное слово с предметом, который данным словом обозначается.
Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло хорошо, родителям нужно постоянно общаться с ними: комментировать свои действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому малышу с элементарными просьбами. К 2 годам в словаре ребенка должно быть уже порядка полусотни слов. В действительности разные специалисты называют разные цифры и не стоит привязываться к конкретному числу слов. Бывают случаи, когда речь ребенка развивается несколько позднее, а до двух лет ребенок накапливает пассивный запас. Однако, если к двум годам ребенок совсем не говорит, и родители замечают какие-либо иные неврологические проблемы, стоит проконсультироваться со специалистом. В возрасте двух лет малыш далеко не все звуки произносит правильно. Чаще всего проблема состоит в свистящих, шипящих и сонорных звуках. Дети раннего дошкольного возраста либо пропускают их в речи, либо заменяют. Развивается не только активный, но и пассивный словарный запас, а также улучшается понимание словесных инструкций: если в год это были простые одноэтапные инструкции вроде «дай мне кружку», то в два года ребенок способен понять и выполнить двухэтапную инструкцию «пойди на кухню и принеси кружку». К концу раннего возраста, то есть в три года, словарный запас ребенка включает порядка пятисот-тысячи слов. Большинство детей уже хорошо говорят предложениями, используя падежные формы, времена, числа. Так как речь в раннем возрасте является хорошим средством познания мира, родителям нужно быть готовым к многочисленным «почему» обо всем, что окружает малыша. Если же словарный запас ребенка слишком мал, он не может строить не только полноценные предложения, но и простые фразы, родителям рекомендуется обратиться к логопеду и неврологу, а также самим стимулировать речевое развитие детей раннего возраста.
Интерактивная игра "Большой маленький"
Интерактивная игра "Узнай животное по голосу"
Интерактивная игра "Части тела"
Исследователи выделяют несколько этапов в развитии речи ребёнка:
9 – 18 месяцев – слова: мама, папа, баба, дядя и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются в именительном падеже, единственном числе;
18 — 20 месяцев — попытки связать два слова в фразу (мама, дай). Усваивается повелительное наклонение глагола (иди, дай и т.п.);
20 — 22 месяца — появляются формы множественного числа;
22 — 24 месяца — словарь доходит до 300 слов. Существительных приблизительно 60 процентов, глаголов – 20 процентов, союзов нет [16].
К концу первого года возникает понимание речи и первые формы активной речи ребёнка. Особенность речи состоит в том, что она носит ассоциативно-ситуативный характер, т.е. может быть понята лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Активная речь ребёнка развивается от гуканья, гуления и лепета, представляющих собой «бескорыстную ориентировочную деятельность» как подражание интонационно-ритмической звуковой стороне человеческой речи. Сначала подражание носит репродуктивный и непроизвольный характер. Развитие лепета осуществляется в сторону возрастания произвольности имитации речи взрослого. На 5-6 месяце появляются «псевдослова» — голосовые реакции относительно постоянного звукового состава, выражающие эмоциональные состояния ребёнка и используемые им воздействия на взрослого. В конце первого года жизни речь ребёнка настолько своеобразна как по семантике, так и по звуковому составу, морфологии и синтаксису, что получила название автономной речи.
В возрасте одного года ребёнок:
- Знает, как его зовут;
- Понимает слово «нет»;
- Понимает и выполняет несложные просьбы;
- Повторяет простые одно- и двухсложные слова;
- Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи»;
- Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных;
- Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов;
- По просьбе взрослого даёт игрушку;
- С удовольствием смеётся;
- Хорошо слышит и различает много звуков;
- Демонстрирует искреннюю любовь к вам;
- Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;
- Активно рисует карандашом или мелком каракули.
До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и употребляет их редко.
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда чётко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук «й». Многие из согласных звуков произносятся смягчённо (дяй вместо дай). Отчётливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идёт гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трёх и более слогов (вместо машина — паина, вместо велосипед – апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, дверь – как вей).
После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребёнка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребёнок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов.
Откуда берутся «автономные» слова?
Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам, или ням-ням, тпру, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступны детям.
Во-вторых, ребёнок искажает в своей речи настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш ещё недостаточно хорошо слышит слово, и у него ещё не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова – как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребёнок воспроизводит ударный и первый слоги.
И, наконец, малыш сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.
Если взрослые требуют от ребёнка чёткого произнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребёнка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идёт с задержками.
Главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопатку баба дела (сделала)».
С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребёнок усваивает примерно к трём годам. К этому времени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – « на волка похож», «под землю спрятался» и т. п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточка открыта, чтобы проветрилось»).
Итак, к двум годам ребёнок:
- Обладает запасом в 200 – 300 слов;
- Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями;
- Прислушивается к словам и понимает их значение;
- Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;
- Называет предметы, изображённые на картинках;
- Хорошо знает своё имя, произносит его;
- Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
- Выражает просьбу словами, а не только жестами;
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями);
- Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).
К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.
Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнка просят, например: «Подойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку».
Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый даёт ребёнку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: «Принеси мне, пожалуйста, чашку» — и тот, спросив какую (большую или маленькую и т. п.), идёт выполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именно они говорят. Они осознают содержание речи, а не её форму.
Речевые задания с уже определённой формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: «Подойди к бабушке и попроси её достать твою шапочку», «Попроси у бабушки свою шапочку».
Речевые задания могут даваться и для того, чтобы ребёнок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился другому ребёнку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.
Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы; «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребёнку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребёнка): «Спроси у Натальи Петровны, куда она положила новую книжку, игрушку». Ребёнок может задать вопрос различными способами («Куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровна спрашивает, куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровна спрашивает, где новая книжка, игрушка» и т. д.), и это будут или вопросы, или сложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т. п. .
Детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т. е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе, дети выпускают птичку из клетки). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются самим себе – руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображённого, раскрывает последовательность действий, задаёт детям вопросы и т. д.
Разнообразными могут быть вопросы, если на картинке изображён человек (мальчик, девочка или кукла). Здесь большой простор для обогащения словаря детей, для формирования умений правильно строить простые предложения. Рассматривая картинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребёнок называет предметы одежды девочки, цвет платья, ботиночек и т. д. Разнообразие вопросов и ответов увеличивается, если девочка изображена сидящей на стульчике, лежащей в кроватке.
До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы «Где сидит?», «Где лежит?» способствует закреплению использования предлогов в речи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении правильности употребления. Сравнить, например, словосочетания «лежать в кровати» и «лежать на диване» и попробовать переставить предлоги: «лежать на кровати», «лежать в диване». Последнее невозможно, а лежать на кровати – значит лежать на неразобранной кровати.
Знакомя малыша с новыми словами, нужно обратить внимание на твёрдость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребёнку: «Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), необходимо поправить его.
Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной стороне. Обращать внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требовать от него выговаривать слова и фразы чётко, внятно.
Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребёнка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: «Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!». Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребёнка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, своё умение.
Внимание ребёнка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогают ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребёнком, следили за чёткостью, ясностью своей речи, за её темпом, так как в убыстрённой речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (гласные и согласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают.
К трём годам ребёнок:
- Часто задаёт вопросы взрослым;
- Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;
- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
- Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
- Знает время суток;
- Называет два цвета.
Между годом и двумя ребёнок делает заметные шаги в навыках речи и понимания её. Он демонстрирует постепенно увеличивающееся понимание отдельных слов и простых наставлений. Обычно этот уровень понимания превосходит набор слов, которым ребёнок пользуется сам. Осмысливание ребёнком более сложной речи опирается на невербальные намёки и запоминание каких-то обыденных ситуаций, например, того, что игрушки кладут в коробку, а не под неё. Таким образом, ребёнок в этом возрасте заполняет пробелы между уже понятными им сферами.
К двум годам ребёнок усваивает, что слова, обозначающие знакомые им предметы, относятся к таким же предметам в книжках или в кукольных домиках. Взрослым с их опытом это и так ясно, но ребёнку надо усвоить, что рисунок банана называется так же, хотя этот банан плоский и совсем несъедобный. Точно так же кукольный стул назван тем же словом, что и настоящий, хотя сидеть на нём нельзя.
Возраст, в котором появляются первые слова и словосочетания, весьма неоднозначен. Но ожидать появления явных признаков развития речи следует к двум годам. К этому времени ребёнок владеет большим числом различных слов, хоть и необязательно произносят их чисто, как взрослые. Часто он объединяет два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.
Общая смягчённость речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки ещё отсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребёнок может произнести звук ть; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
Часто ребёнок двух лет и чуть старше снова и снова повторяет вопрос о названии одних и тех же предметов. Можно предположить, что ребёнок забывает ответ. Однако нередко вопрос повторяется ещё до того, как взрослый ответит. Данное обстоятельство заставляет думать, что ребёнку нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы. Мы, взрослые, склонны считать речь нашим специфическим средством получать ответы на вопросы, выражать эмоции или испытывать удовольствие от хорошей беседы. Дети, наоборот, получают удовольствие от самой речи и практического применения того, что уже освоено. Похоже, что, прыгая и бегая, напрягая мышцы своего речевого аппарата, они испытывают одинаковую радость, хотя взрослым это может показаться совершенно бессмысленным.
В период от двух до трёх лет речь ребёнка и его понимание речи должны заметно продвинуться. Если от двух до двух с половиной лет развития речи не наблюдается, данное обстоятельство требует серьёзного внимания независимо от того, насколько хорошо малыш развивается в других областях.
Если попробовать перечислить слова, которые ребёнок выучит в этот период, потребуется много времени. Малыш говорит короткими фразами и простыми предложениями. Но, в отличие от взрослой речи, в них много грамматических ошибок. Поток речи ребёнка имеет прерывистый характер, поскольку малыш ищет слова и способы выразить своё сообщение. Желание ребёнка общаться может превосходить объём его речи, что иногда приводит его к своего рода запинкам. Как и повторение слов, характерное и для данного возраста, такие запинки на отдельных словах обычно проходят бесследно, если взрослые или насмешливые дети постарше не обратят это в проблему.
В этот период игра ребёнка, особенно основанная на подражании, отражает рост его речевых способностей и стимулирует попытки малыша выразить свои желания. Постепенно для взрослых становится понятным разговор малыша с самим собой во время игры. Если его прежний опыт даёт на это основания, то в данном возрасте ребёнок будет считать взрослых людьми, которые ответят на вопросы, выслушают сообщение и помогут, когда его собственный лексический запас окажется недостаточным.
Игры на развитие речи с 1-3 лет
Речь ребёнка в возрасте от одного года до трёх лет очень хорошо развивать в игре. Поскольку психология маленьких детишек этого возраста устроена так, что если ребёнку не интересно, он просто-напросто откажется заниматься какими-либо делами.
Эти игры подойдут как говорящим, так и молчаливым детишкам. Разница между говорящими и молчаливыми детишками будет лишь в том, что первый сам ответит на определённые в процессе игры вопросы, а второй будет кивать в знак согласия, показать необходимую игрушку, нарисовать что-то в ответ.
Для развития речи важно работать над слухом, пониманием речи, дыханием, ручной моторикой и моторикой всего тела, ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции (губы, язык), обогатить словарь.
С целью развития речи ребёнка предлагаются игры с контейнерами от "киндер-сюрприза", так как они очень просты, компактны, и доступны в применении:
Игра - Дрессировщик
Цель игры – работать над пониманием речи.
Для начала понадобится всего один контейнер. Взрослый выступает в роли дрессировщика, а ребёнок выполняет указания. "Изобрази, что мы выступаем на арене цирка. Я дрессировщик, а ты фантастическое животное. Нужно выполнять волшебные команды."
Придумайте простые команды, понятные ребёнку: "Алле - ап, на диван!", "Алле - ап, под одеяло!"… Далее можно использовать 2 контейнера для последовательного выполнения команд: "Один контейнер положи на пол, а другой положи себе в карман"…
В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика, так как повелительное наклонение в норме усваивается очень рано ("Мама, ням!", "Папа, ди!"…).
Игра - Кораблики
Цель игры – развитие сильного плавного выдоха.
Налейте в таз или какую-нибудь большую ёмкость воды. Поместите туда 3 пустых контейнера. Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому.
Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребёнка может закружиться голова. Позже эту игру можно проводить во время купания в ванной.
Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: "Какая погода на море?".
Игра - Песенка-чудесенка
Цель игры – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].
Гласные звуки отвечают за красоту и выразительность речи, поэтому важна их чёткая артикуляция.
Понадобятся 4 контейнера (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы (глазки, носик, губы, ушки) с артикуляцией нужного звука.
Ребёнку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придётся петь.
Затем следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, "А-а-а-у-у-у!") и на разные интонации (задорные, колыбельные и т.д.).
Пока ребёнок отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: "Как зовут певца?" и т.п.
Игра - Подъёмный кран
Цель игры – тренировка мышц рта (с 2-х лет под строгим присмотром взрослого)
Понадобятся 6 крупных киндер-игрушки (можно использовать и другие удобные игрушки), без мелких деталей, чтобы малыш их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество переносимых игрушек. Ставим на стол одну из игрушек, а ребёнок при помощи захвата губами переносит в рядом стоящую коробочку или в крышку от коробки, затем следующую игрушку.
Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, "Что мы строим?", "Кто в доме будет жить?"
Игра «Таинственный мешочек»
Цель игры – узнавание предметов на ощупь.
Понадобится непрозрачный пакетик или мешочек, в который следует положить предметы овальной и круглой форм.
Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть малыш их потрогает. Далее ребёнок найдёт нужный предмет на ощупь. "У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер".
Задавайте малышу вопросы о предмете, который он достанет: "Что это?", "Как можно играть с мячиком?" и т.д.
Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребёнок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании взрослому.
Каждый речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.
Деятельность детей раннего возраста
Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Она оказывает влияние на общий темп развития ребенка и первоначально носит манипулятивный характер, впоследствии развиваясь и совершенствуясь. Действия с любым предметом проходят три стадии формирования: Манипулятивные действия. Если ребенок самого раннего возраста берет в руки ложку, он пока что не знает, для чего она нужна, поэтому может пытаться постучать ей по другим предметам, попробовать на вкус или выполнить другие действия. Использование предмета по назначению, но без сформированности способа его применения. Возьмем в пример ту же ложку: малыш уже знает, что она используется для еды, но пока что не может держать ее правильно. Использование предмета специфическим способом. Ребенок уже умеет брать ложку правильно и есть с ее помощью. После того, как эти стадии освоены, ребенку становится доступен перенос действий из конкретной ситуации в другие похожие. В дальнейшем хорошо знакомый предмет может быть задействован в игровом процессе. Для любого ребенка в этот период действиями, оказывающими значимое влияние на психику, являются соотносящие и орудийные действия. Соотносящие подразумевают приведение нескольких предметов в определенное взаимодействие: всевозможные пирамидки, кубики и аналогичные игрушки – яркий пример. Орудийные действия могут быть выполнены на основании того, насколько хорошо ребенок усвоил свойства предметов под руководством взрослого и подразумевают использование предмета по его назначению: из кружки пьют, молотком забивают гвозди.
Кризисы раннего детского возраста
На протяжении раннего детского возраста многие родители сталкиваются с проявлениями двух возрастных кризисов, связанных с переходом ребенка к качественно новому этапу – кризис одного года и кризис трех лет. Каждый из этих кризисов имеет определенные особенности.
Кризис 1 года
В зависимости от темпа развития раннего возраста, кризис одного года может проявиться с 9 месяцев до полутора лет. В это время малыш уже умеет ходить, а значит чувствует себя более независимым от родителей. Признаки кризиса 1 года К признакам кризиса 1 года относятся следующие проявления: Упрямство, повышенное требование внимания к себе Стремление к самостоятельности Слишком сильная реакция на замечания родителей Противоречивость поведения, капризы Ребенок стал более самостоятельным, однако все еще очень нуждается в получении похвалы значимого взрослого человека. К тому же, большинство действий все еще не до конца сформированы, и беспомощность в некоторых ситуациях (например, он хочет сам достать игрушку, но она лежит слишком высоко для его роста) вполне может быть причиной негативных проявлений. Как преодолеть кризис 1 года Наказать ребенка за непослушание и капризы – худшая стратегия для родителей, чей малыш демонстрирует признаки кризиса 1 года жизни. Лучше всего создать для малыша такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше. Конечно, они в любом случае будут нужны для обеспечения безопасности ребенка, но любой из таких запретов должен быть логически обоснованным, а родителям в этом случае нужно спокойно настаивать на своем. Дети раннего возраста уже используют так называемый манипуляторный плач, поскольку проведена четкая аналогия «я плачу – мама приходит на помощь». Стоит правильно реагировать на подобное поведение: дать ребенку определенную долю самостоятельности (если он на прогулке каждый раз хочет проверить глубину лужи, просто наденьте на него резиновые сапожки вместо категорического запрета). Некоторые моменты стоит превратить в игру или попробовать переключить внимание ребенка от негативных реакций.
Кризис 3 лет
Кризис 3 лет – это второй возрастной кризис, с которым сталкиваются родители детей. Примерно в три года у малыша формируется осознание себя как отдельной от родителей личности, и это качественно новое изменение психики находит свое проявление в специфическом поведении.
Признаки кризиса 3 лет
Основным признаком кризиса трех лет является негативизм – ребенок стремится делать все не так, как ему говорят взрослые, а абсолютно наоборот. Другим ярким проявлением психологи называют упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Если ребенок добивается чего-то желаемого, это настойчивость, но, если малыш хочет чего-то просто из принципа, хотя на деле это что-то ему не очень нужно, – это уже упрямство. Дети раннего дошкольного возраста также стремятся к самостоятельности, выполнению любых действий без помощи родителей, даже если не получается. Так как в процессе кризиса трех лет происходит формирование ребенка как отдельной личности, родители могут заметить его стремление переоценивать свои достижения, слишком часто хвалиться и обижаться, если малыш не получает нужной реакции от взрослого. Как преодолеть кризис 3 лет Чтобы успешно преодолеть кризис 3 лет, родителям потребуется много терпения для того, чтобы сохранять спокойствие и положительное отношение к ситуации. Срывы в ответ на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию в целом. Так как ребенок активно ищет одобрения родителей, не нужно ругать его за мелкие оплошности вроде разбитой чашки, и уж тем более – сравнивать его с другими детьми, ставя их в пример. Малыша нужно ободрять и хвалить даже за маленькие достижения, которые для взрослого являются обычными действиями: завязать шнурки, надеть шапку, отнести на кухню пустую кружку. Малыш стремится к самостоятельности, поэтому стоит по возможности обеспечить ее. К примеру, позвольте ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если очевидно, что футболка не очень гармонирует со штанами, возможность самостоятельности для ребенка куда важнее. Когда стоит обратиться к психологу Любой детский психолог знаком как с проявлениями возрастного кризиса трех лет, так и с тем, как успешно преодолеть данный период. Родителям стоит прибегнуть к помощи психолога в том случае, если они не могут справиться с проявлениями кризиса и все чаще проявляют неконтролируемое раздражение и агрессию в сторону ребенка. Психолог даст необходимые рекомендации и поможет преодолеть кризис трех лет.
Воспитание детей раннего возраста
Правильное воспитание детей раннего возраста закладывает необходимые предпосылки для характера, поэтому родителям стоит обратить внимание на выбор правильной линии воспитания. Очень важно, чтобы все взрослые – и родители, и бабушки, и другие – кто имеет отношение к воспитательному процессу, придерживались одного стиля. Разные стили воспитания: за и против Анализируя ситуации в различных семьях, легко отметить, что в каждой семье есть свой определенный стиль воспитания. Психологи выделяют несколько наиболее распространенных стилей:
Авторитарный. Это строгая дисциплина для ребенка, на которого уже в таком возрасте возложены большие надежды. Эмоциональный климат в таких семьях характеризуется достаточно прохладными взаимоотношениями. Диалог с ребенком часто ведется в форме приказа. Такой стиль воспитания действительно вырабатывает в ребенке дисциплину, однако излишняя авторитарность может привести к безынициативности ребенка, привыкшего не проявлять свое мнение и просто следовать приказам.
Либеральный. В противовес предыдущему стилю, либеральные родители практически не создают запретов для ребенка. Основная цель такого стиля воспитания – дать ребенку выразить себя во всем, в чем ему хочется. Эмоциональные отношения между родителями и детьми отличаются душевностью и теплотой. Однако, несмотря на внешнюю привлекательность этого стиля, его минус в том, что либеральным родителям сложно установить определенные рамки допустимого для ребенка, в результате чего он не может контролировать себя и свое поведение. Еще один минус такого попустительства состоит в привыкании ребенка контролировать собственных родителей, в результате чего впоследствии он может попытаться перенести данную модель поведения и на других взрослых, серьезно разочаровавшись в результате.
Демократический. Является своего рода золотой серединой между авторитарным и либеральным стилями. Атмосфера в семье отличается теплотой, однако ребенок принимает авторитет родителя и следует установленным порядком, придерживаясь ранее обозначенных ограничений. Родители поощряют достижения ребенка, в то же время предоставляя ему возможность заниматься любимым делом. Запреты и правила, установленные в семье, логически объясняются ребенку, в результате чего он выполняет их осознанно, а не из чувства страха перед наказанием. Считается, что такой стиль воспитания наиболее приемлем для ребенка в раннем возрасте.
Как договориться с ребенком С детьми старше года договариваться можно и нужно, но при этом родителям стоит понимать одну важную вещь: договориться – не значит заставить ребенка выполнить то, что нужно взрослому, в то время, как интересы самого малыша не учитываются. Успешно договориться с ребенком – значит найти то решение, которое будет устраивать обоих. Чтобы уметь договориться с ребенком, в первую очередь нужно научиться активно его слушать. Это означает, что малыш будет видеть в ваших ответах не только реакцию на его слова, а то, что вы понимаете его состояния и желание, готовы слушать его дальше. В случае, если ребенок пришел к вам с какой-либо проблемой, активное слушание ослабляет силу негативных переживаний. Очень важно предоставлять ребенку варианты выбора, при этом создавать иллюзию этого выбора. Авторитарный приказ «надевай футболку» будет воспринят упрямым малышом в штыки, но если мама предложит «выбери, какую футболку ты наденешь – с машинкой или синюю?», то ребенок будет уверен, что с его мнением и желанием самостоятельности считаются – и конфликта не произойдет.
Адаптация к детскому саду детей раннего возраста
К трем годам большинство детей отправляется в детский сад, и это может стать настоящим испытанием для родителей. Хотя ребенок уже проявляет определенную самостоятельность, он все еще очень привязан к родителям, и смена привычной домашней обстановки на группу детского сада, где нет мамы, может оказаться для него стрессом.
Поэтому адаптация детей раннего возраста к детскому саду – обязательный процесс. Чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям, его стоит готовить к этому заранее – не ограничивать его среду только лишь домом и одной и той же детской площадкой, а ходить в гости, выбираться на дачу или на природу. Также важен возраст ребенка: психологами подмечено, что с года до двух адаптационный процесс проходит гораздо сложнее, а вот после двух лет у ребенка уже хорошо сформирована предметная деятельность в раннем возрасте, и его легче заинтересовать новой игрушкой или занятием. К другим факторам, влияющим на эффективность адаптации, относится здоровье ребенка, уровень его развитие, а также индивидуальные особенности. О том, что адаптация детей раннего возраста завершилась успешно, могут говорить такие признаки, как хороший аппетит, здоровый сон, положительный эмоциональный настрой.
Раннее развитие детей
Раннее развитие детей подразумевает, что родители используют различные методики для того, чтобы буквально с пеленок всесторонне развивать своего малыша. Действительно, сегодня существует очень много способов обучения ребенка, который еще даже не ходит в садик, но как понять, что именно нужно малышу?
Вред и польза раннего развития Хотя сегодня на раннее развитие детей настроено подавляющее большинство родителей, детские психологи отзываются далеко не однозначно на данную тему. У раннего развития существуют как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам относится прежде всего внесение разнообразия в жизнь малыша, ведь какая бы методика ни была выбрана, все эти пособия и способы работы с ними вызывают интерес у большинства детей. Плюс раннего развития также в том, что благодаря ему в мозге ребенка активно формируются нейронные связи. О вреде раннего развития часто предупреждают неврологи, которые сталкиваются с проблемами перегрузки центральной нервной системы, вызванной как раз обилием занятий и их несоответствием возрасту и уровню развития малыша. Иногда у детей из-за такой перегрузки возникает функциональная несформированность некоторых отделов мозга, что приводит к дальнейшим проблемам в учебе и других видах деятельности. Если родители постоянно сравнивают достижения своего ребенка с успехами других и заставляют равняться на более успешных, ребенок также может получить стойкие проблемы с самооценкой. Кроме того, в период до трех-четырех лет у ребенка особенно активно формируются субкортикальные отделы головного мозга. При этом некоторые методики раннего развития подразумевают обучение чтению и счету в возрасте до 4 лет. За эти умения отвечает кора больших полушарий.
В таком случае происходит следующее: энергия, предназначенная на развитие субкортикальных отделов головного мозга, перенаправляется на кору больших полушарий. В результате такого «развития» в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы неврологического характера, в том числе неспособность справиться с собственными эмоциями. Природой устроено так, что кора больших полушарий начнет активно развиваться после 4 лет. И в этом возрасте учить ребенка читать и считать будет куда полезнее. Но в любом случае решение всегда остается за родителями. Безусловно, есть дети, которые сами проявляют интерес к чтению в раннем возрасте. В этом случае стоит поощрять такие стремления. Значит, мозг ребенка готов к получению подобного рода информации. Но это не имеет ничего общего с принудительными занятиями.
Отставание в развитии детей раннего дошкольного возраста
Темп развития каждого ребенка индивидуален, однако существуют определенные нормы, отклонение от которых может являться признаком отставания в развитии. Задержка психического развития в этом возрасте в большинстве случаев может быть успешно скорректирована. Признаки отставании в развитии Есть некоторые допустимые отклонения от норм развития, так как все дети раннего возраста разные. Однако есть признаки, на которые рекомендуется обратить особое внимание. К симптомам отставания развития ребенка 3 лет относится следующее: существенное недоразвитие речевых функций, которое проявляется в крайне маленьком словарном запасе или его полном отсутствии, несформированности речевого подражания, нарушенном произношении. Фразовая речь раннего возраста также может отсутствовать. проблемы с бытовыми навыками: ребенок не умеет самостоятельно одеваться, с трудом пользуется ложкой, не умеет обслуживать себя, как в норме это доступно трехлетним детям. незрелость моторных функций, что часто проявляется в форме нарушения целенаправленных действий. неразвитая игровая деятельность: игра ребенка раннего дошкольного возраста отличается однообразием, развивается гораздо медленнее, чем это предписывают нормы развития. Наличие у ребенка трех лет одного или нескольких таких признаков – это повод обратиться к специалисту для конкретной диагностики и получения рекомендаций по коррекции нарушения.
Причины отставания в развитии
Задержка развития не является самостоятельным заболеванием. Это лишь следствие различных причин, которые могут быть как врожденными, так и повлиять на ребенка уже в ходе его первых лет жизни. Задержка развития может быть спровоцирована: различные болезни матери при беременности, в том числе инфекции, травмы или отравления. гипоксия плода проблемы, возникающие в ходе родового процесса инфекции или травмы, которые повлияли на головной мозг генетические проблемы, приводящие к нарушению нормального развития мозга Помимо заболеваний и других сложностей со здоровьем задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания. По статистике диагноз «задержка психоречевого развития» очень часто ставят детям из асоциальных семей, однако это не исключает появление отстающих в развитии детей и в нормальной семье. И жестокое обращение, и гиперопека могут стать причиной того, что развитие ребенка будет идти замедленным темпом.
Что делать при отставании в развитии у ребенка
Чем раньше приступить к лечению ребенка с задержкой в развитии, тем больших результатов можно добиться, особенно в том случае, если причиной отставания являются не биологические факторы (поражение мозга и центральной нервной системы), а социальная ситуация в семье. Для коррекции важно выполнять рекомендации специалистов, при этом постоянно занимаясь с ребенком в семье, так как только регулярные занятия способны обеспечить устойчивый результат. Очень важно развитие мелкой моторики рук, что позволит не только точнее выполнять различные действия с предметами, но и активизирует мозговые центры, отвечающие за речевое развитие. Пальчиковая гимнастика, игры, массаж – все это окажет существенную помощь ребенку. Родителям следует использовать специализированные пособия, развивающие различные стороны восприятия ребенка, знакомящие его с необходимыми понятиями формы, цвета, развития мелкой и крупной моторики.