Активная артикуляционная гимнастика (советы медсестры логопедического массажа для родителей)
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцировать включения различных мышц плавность, симметричность движений, скорость включения и переключения.
Упражнения для развития мимических мышц лица:
1. закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
2. нахмуривание бровей;
3. поднимание бровей (образование продольных морщин);
4. надувание щёк;
5. проглатывание слюны;
6. открывание и закрывание рта;
7. жевательные движения.
Пассивные упражнения кистей и пальцев рук.
Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производят легкие качающе-потряхивающие движения).
Далее проводят массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию;
похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
вращение пальцев (отдельно каждого);
круговые повороты кисти;
отведение-приведение кисти (вправо-влево);
движение супинации (поворот руки ладонью вверх)-пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);
поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости; противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании, игре.
Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.
Рекомендации по стимуляции развития речи ребенка до 1 года.
Начиная с 1-го месяца в течение дня включайте разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, подпевайте, используйте потешки, контакт «Глаза в глаза», общайтесь с ребенком, подражайте его звукам; называйте малыша по имени.
Со 2-го месяца продолжайте поддерживать разнообразную звуковую среду, общайтесь с ребенком, комментируя свои действия.
С 3-го месяца гримасничайте вместе с младенцем; показывайте ему язык, и малыш непременно повторит за вами, ведь игры с высовыванием языка способствуют развитию артикуляционного аппарата.
С 4-го месяца называйте предметы и действия, которые совершаете; проговаривайте ритмичные и рифмованные тексты с повторениями; разговаривая с малышом, кладите его ручку на свои губы, шею, пусть малыш ощутит движение и вибрацию звуков.
С 5-го месяца в конце повторяющихся присказок делайте паузу, давая ребенку возможность «Закончить фразу»; старайтесь «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.
С 6-го месяца озвучивайте эмоционально, весело предметы, животных, движения: что-то упало: «бух!», спряталось: «ку-ку», собака лает: «ав-ав».
С 7-го месяца изображайте животных и предметы; показывайте картинки с изображением животных и игрушки, сопровождайте просмотр звукоподражанием.
С 8-го месяца читайте стихотворения со звукоподражанием, делайте паузы в конце знакомых стишков, оставляя малышу возможность закончить; играйте с ребенком в прятки.
С 9-го месяца во время общения обязательно интересуйтесь желаниями ребенка. Спрашивайте: «Маша будет кушать?», держите паузу, показывайте, что можно кивнуть, и говорите «Да». И продолжайте: «Где наша тарелочка?», посмотрите по сторонам, если малыш увидит тарелочку, говорите: «Вот тарелочка. Молодец. Давай поищем ложечку» - и т. д. Читайте вместе книжки с яркими картинками, обязательно давайте малышу пощупать, полистать книжку.
С 10-го месяца продолжайте играть с ребенком в ритмичные игры со стишками; следите за своим произношением: говорите правильно, четко, артикулированно;
С 11-го месяца спрашивайте малыша обо всём, что с ним происходит. Если малыш промолчит, говорите за него, но после паузы: «Пойдем купаться? Да? Да! Читайте небольшие истории и сказки из книжек с яркими иллюстрациями.
Разговаривайте потише!
Если ребенок воспитывается в семье, где говорят очень громко (например, у бабушки или дедушки слабый слух или мама с папой постоянно разговаривают на повышенных тонах), то и ребенок, вероятнее всего, не станет говорить тихо, а будет почти всегда кричать. Это не только негативно отразится на состоянии голосовых связок, но и неминуемо скажется на психическом развитии малыша. Как правило, в таких семьях дети растут капризными, раздражительными, неуравновешенными. Нередко у них возникают проблемы в общении с другими людьми. Поэтому постарайтесь разговаривать дома потише.